АЗИЯ ОТ КРАЯ ДО КРАЯ. ГРУЗИЯ. I ЭТАП. ЧАСТЬ 1
360 минут до старта, ~ 2600 км после и … тадааммм ! Здравствуй Грузия!
Первые строчки отчета самые сложные – вырвавшись из каменных джунглей и попав в дикую природу хочется позабыть обо всем на свете и наслаждаться обретенной свободой, благо отсутствие интернета этому всячески способствует.
Но позвольте представить участников наших событий I-го этапа:
Надежда Новикова – отчаянная путешественница, которая самостоятельно исколесила вдоль и поперек русский Север в компании своей любимицы девочки-маламута по кличке Тайга. Более милую попутчицу, чем Тайга трудно себе представить – у нее изумительный характер, огромное терпение и задор полуторагодовалого щенка. В нашем путешествии они передвигаются на Mitsubishi Pajero IV 2011 года.
Сергей Быстров – собственно автор проекта на Toyota Land Cruiser 100 VX, 1999 года по кличке Звереныш. Тот самый авантюрист, который все это затеял и который пытается втянуть в эту авантюру всех, разделяющих страсть к путешествиям и новому опыту.
Сегодня 05 мая и позавчера спустившись с гор в районе города Батуми (Грузия), мы нашли гостевой дом в Кобулети, в котором нам пообещали и интернет и «вай-вай», и горячий душ, и стоянка и все-все-все есть… грузинское гостеприимство, как мне кажется, может служить эталоном – чтобы вы не спросили все есть, а если и нет, то точно есть или будет, но чуть-чуть позже… Под словом позже может скрываться как 5 минут, так и следующий год, так все зависит от дела случая и конкретизации вопроса, но об этом чуть позже, а сейчас переносимся во времени и пространстве.
Санкт-Петербург. 26 апреля 2016 года, 23:35 минут.
Неумолимо приближается час старта, назначенный на 27-ое апреля и время начинает ускорятся так же стремительно быстро, как обороты двигателя на обгоне… Накануне вечером Надежда совершает ритуальный обряд предстартового технического осмотра своего Паджеро и обновляет смазочные жидкости на материалы, предоставленные в тест компанией Ravenol. И снова им низкий поклон – это компания, которая одна из первых откликнулась на наш проект и предоставила весь спектр смазочных материалов на два автомобиля на год эксплуатации с учетом всех необходимых потребностей по пути и после возвращения. Необходимое ТО было сделано мастером с золотыми руками Володей «Полукровкой», известного многим по форуму Land-Cruiser.RU и от него же было получено благословение на долгий путь, с обещанием удаленно поддержать нашу авантюру, в случае каких-нибудь проблем по дороге. На мой вопрос о готовности к экспедиции и техническом состоянии Паджерика 2011 года и моего Звереныша 1999 года, Володя, будучи владельцем 80-ки, уверенно заявил, что мы еще посмотрим, кто из вас дальше уедет… Это неоднозначное заявление заставило меня на минуту задуматься, но отступать было уже некуда, да и размышлять и расспрашивать о том, что он имел в виду не было времени. Я искренне понадеялся на то, что в моем случае все то, что могло отвалиться и рассыпаться уже это сделало в поездке по Карелии, а Надин Паджеро уже не раз ее выручал в поездках по Кольскому полуострову, так что, как минимум, на Грузию запаса прочности нам должно было хватить. Ну а все те, кто откликнулся на наш проект понимали и принимали факт того, что это путешествие в чистом виде авантюра, но тем не менее выразили оказать нам посильную помощь, за что мы им искренне благодарны и надеемся оправдать возложенные надежды.
Ближайшие планы.
29 апреля - 8 мая - I-ый этап. Серфинг по Грузии.
Далее Надя с Тайгой на Паджеро возвращается в Петербург, а я продолжу свое путешествие уже один или в компании новых попутчиков, а может и повезет и я встречу попутчицу на следующие десятки тысяч километров? ;)
8 мая – 9 мая – попытаюсь закончить серфинг по Грузии, провожу Надю и буду планировать сделать выезды в Азербайджан (?), а потом и в Армению (?), с возвратом через Грузию. Все зависит от текущей обстановки. Если у кого есть желание еще «посерфить» в Грузии или присоединиться ко мне в поездке по Армении и в Азербайджан – добро пожаловать, могу забрать в Тбилиси в районе 8-9 мая. В связи с отсутствием интернета - оперативная связь по телефонам указанным на сайте.
Это о планах, а мы продолжаем...
27-29 апреля. Санкт-Петербург – Верхний Ларс (~ 2.600 км).
Наш старт был назначен на разное время – у Нади в Москве была запланирована деловая встреча и она выезжала вместе со своей верной подружкой, по кличке Тайга, из Питера в 5 утра, а мне в 10 часов предстояло встретиться с партнерами из компании Big Game. Ребята в очередной раз любезно согласились не только поддержать мою авантюру, оказав неоценимую помощь в решающий момент, но и вновь экипировали меня одеждой фирмы Sasta и предоставили в тест уникальную палатку Tentipi, которая, по-моему, идеально вписывается в любой ландшафт, лишь бы «индейцы» не попытались её отвоевать. По дороге на встречу я заехал на мойку и нанес на автомобиль обереги и талисманы спонсоров и партнеров. Последний инструктаж и загрузка экипировки в Big Game в 12:30 и с заправки Statoil я выдвинулся в сторону Москвы в 13:40, заправившись газом и бензином.
Одометр в очередной раз «наврал» текущий пробег моего Land Cruiser-а - 148.517 км. Я ему в очередной раз «поверил» и порадовался тому, какой у меня зрелый 17-летний Звереныш с «детским» пробегом, который в ближайшее время предстоит увеличить на 15-20 тысяч километров…
Встреча с Надей произошла 27 апреля в 22:30 на стоянке / заправке «Трасса» на M4 «Дон» почти сразу после съезда с московского КАДа, где мы благополучно и провели первую ночь нашего путешествия, сделав контрольную ночевку в машинах. Кстати, разброс стоимости пропана на разных заправках по Москве и области подозрительно большой и может отличаться на 2-3 рубля на литр, может кто объяснит этот феномен?
Забегая вперед хочется отметить, что я был приятно удивлен тем фактом, что весь маршрут до Грузии был проделан на ГБО с расчетами по банковской карте, а вот в Грузии целесообразность его применения и уж тем более повсеместная возможность воспользоваться российскими банковскими картами вызывает сомнение.
Небольшое отступление по теме - возможно кто-то из вас читал мою статью на Drive2: Путь война или диалоги с жабой о ГБО (кстати, там же можно еще найти шуточные статьи по моей машине – Toyota Land Cruiser 100. Звереныш, а так же следить за нашими путешествиями можно в моем блоге: Сергей Быстров на Drive2.
Итак, неспешно и надеюсь без нарушений скоростного режима (это мне предстоит проверить по «письмам счастья» уже после возвращения, а Надю же уже обелетили 2 раза по дороге на Москву) и еще с одной ночевкой рядом с заправкой Газпром под Ростовом на Дону, 29 апреля к 16:50 мы добрались по М4 и Е50 до Владикавказа, а затем уже и пограничного перехода на Российско-Грузинской границе.
Прохождение КПП на Российской границе, точнее стояние в очереди, заняло около 4,5 часов, из-за того, что многие «воспитанные» едут по встречной полосе и искренне убеждены, что «эээ брат, ничего страшного, я ведь один». Таких «один», возвращающихся на свою малую Родину раз в 50 больше стоящих в очереди и в какие-то мгновения дорога по 1 ряду в каждую сторону и занятая лентой фур и легковых авто, превращается в одностороннюю 4-х рядную магистраль, по которой робко просачивается автомобиль Полиции с включенной "люстрой". Тем не менее, периодически, усилиями полиции удается приостановить «нескончаемый поток святых и праведных» и тогда общая очередь сдвигается на 2-3 корпуса вперед, но ее тут же нагоняет очередной волна тех кому «надо и можно»… Наблюдения за этой картиной начинают наводить на мысль развернуться, но потом становится даже интересно, благо мне спешить некуда, а вот всем остальным лучше запастись терпением, но ругаться точно не нужно все эти маневры происходят исключительно из соображений «а почему бы и нет?» ...Мне понравился ответ одного пожилого грузина, который попытался втиснуться прямо в очередь, когда ему подвернулась такая возможность: «а кто здесь может мне запретить так делать?»… Гордая и свободолюбивая нация…
На входе в «бутылочку» , там где самое узкое место перед въездом на КПП, начинается игра в смелых, в которую я с удовольствием включаюсь: моим партнером в игре за «место под солнцем» встал огромный и крутой Volkswagen Passat CC против моего миниатюрного Land Cruiser 100. Победила дружба, но решающим стал вопрос к владельцу это монстра от Volkswagen о наличии у него страховки по КАСКО и времени познакомиться со мной, с целью дать интервью для российских СМИ, пока будем ждать аварийных комиссаров… Видимо времени у них не было или страховки… или просто не нужна была популярность, но по факту они сначала пропустили нас, а затем на всякий случай и еще несколько машин. Тем не менее, границу проходили почти одновременно и уже в очереди улыбались друг другу, никакой злости и искреннее дружелюбие.
Техническое же прохождение КПП нашей и Грузинской границы заняло чуть больше часа, с учетом времени ожидания в очереди на Грузинской стороне. Что примечательно, так это тот факт, что все те, кто вел себя буйно на территории России, тут же становились законопослушными гражданами при прохождении КПП Грузии. На российском КПП девушка меня спросила первый ли раз в Грузию и на ответ, что первый – двусмысленно ухмыльнулась, а на грузинском на мой ответ о цели поездки – покататься по горам, по секрету сообщили, что снег уже сошел и я зря везу лыжи, видимо увидев мой автомобильный бокс на крыше, правда который так и не стали досматривать… Забегая вперед скажу – они нас обманули – снег мы нашли и более того, на одном из перевалов он стал причиной того, что нас развернули, так что если бы лыжи были, то покататься мы бы еще успели. А у Нади даже не спросили документы на Тайгу, но это и не удивительно – она привлекает внимание и отвлекает от своих дел абсолютно всех. Вот такая девочка)
Итого время прохождения границы заняло ~ 6 часов, что как мне кажется, совсем не плохо в канун предстоящих майских праздников, и на границе с Финляндией мы бы провели значительно дольше. Пока мы стояли в очереди, мимо нас в сторону Грузии проехали несколько групп мотоциклистов, мотоциклистам разрешено границу проходить без очереди и их прохождение было значительно быстрее.
Военно-Грузинская дорога.
Историческое название дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Владикавказ (Северная Осетия) и Тбилиси (Грузия). Длина 208 км.
Около 23 часов мы наконец въехали на территорию Грузии и …. попали ночью на Военно-Грузинскую дорогу…
Ночь, улица, фонарь, аптека…. Из всего этого на дороге была только ночь, и обменник в первом же населенном пункте, где Надя поменяла рубли на лари. Ужасно разбитая дорога, отсутствие указателей, непонятные тоннели, которые где-то проезжаются, а где-то объезжаются и пропасть в которую заглядывать совсем не хочется, все это постепенно привело к тому, что за Надей началась собирать пробка. Температура за бортом +4 градуса, периодически попадается белый песок (?), который потом уже осознанно превращается в снег и в понимание того, что если есть снег, то возможно где-то будет скользко и высоко… Через некоторое время Надежда предлагает остановиться на ночевку прямо на трассе, объясняя это тем что она еще не готова к такому экстриму. Выбрав подходящее место в виде площадки для строительной техники в районе Gubauri, мы поставили машины так, чтобы российские номера не читались с дороги и уснули сном младенцев, получивших долгожданную конфету, еще даже не догадываясь о том что нас ждет утром...
Раннее утро нас встретило белоснежными вершинами близлежащих гор и уже в предвкушении впечатлений хотелось нестись во всю прыть по этим невероятным ниточкам серпантинов. Не знаю как у остальных, а я испытываю щенячий восторг от езды по горным серпантинам под музыку Rammstein или Muse.
Наслаждаясь от впечатлений и предвкушения бесконечности этого удовольствия уже через совсем короткое время начинаешь задумываться о том, что знаменитую Trollstigen (Лестница троллей) в Норвегии строили скорее всего тролли, побывавшие здесь и впечатленные дорогами Грузии, но в Норвегии всего лишь маленькое подобие того, что можно
найти здесь…
Вместе с красотами вершин по пути стали попадаться останки древних крепостей и за одним из поворотов стояла Крепость Ананури, которую мы решили посетить.
Справившись с первым шоком от великолепных видов, открывающихся с укреплений, мы начали задумываться о том куда же ехать дальше. В Питере ни у меня, ни у Нади не было времени заняться детальной проработкой маршрута, а я обычно езжу по-наитию – куда глаза глядят. Так как у Нади еще остался запас интернета в телефоне и во время ожидания очереди на границе, она определила свои пожелания и маршрут, чтобы познакомиться с этой удивительной страной и было решено ехать по местам, которые бы хотела посмотреть она.
Небольшое отступление – из нашей маленькой команды меня действительно поразила Тайга, которая первое время великолепно переносила езду по серпантинам, ведь ради справедливости стоит отметить, что не все дороги Грузии покрыты асфальтом, а некоторые и вообще имеют лишь первичные половые признаки дорог общего пользования в виде не прилично торчащих дорожных знаков. Правда и терпению Тайги на третий день пришел конец - она перестала сама запрыгивать в авто. Вполне возможно что и ей настолько понравилось новые запахи и впечатления от природы вокруг, что с каждым разом уговоры становились более продолжительными, а ее нежелание залезать в багажник Паджерика более ярко выраженным.
«Правильные» ошибки навигации.По предложенному Надей плану мы решили выдвинуться в сторону поселения Гори, где побывав в старой крепости Горис цихе в центре города и поплутав немного по его узким улочкам, нашли помощь в лице грузинки, любезно предложившей проводить нас до места, где можно будет оставить машину и подняться в крепость.
Прогуливаясь по крепости мы уточнили название еще одной достопримечательности – древнего города Уплисцихе и направились в его сторону. Этот пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе расположен в 12 км к востоку от Гори. Город был основан в конце II - в начале I тыс. до н. э. и был окончательно покинут лишь в XIX веке.
Следующим местом для посещения было выбрано Вардзиа (Vardzia) и здесь навигационная программа Maps.me показала себя во всей красе. Дело в том, что все необходимые карты я закачал в нее еще в Петербурге, но до этого никогда ей не пользовался, предположив, что она имеет некоторую аналогию с популярными навигационными системами типа IGo и прочими. Все оказалось не совсем так, программа строит маршрут по любой доступной дороге, но в нашем случае это оказалось и к лучшему. Именно благодаря ей мы забрались на одну из вершин, на закате. Мне не терпелось ехать дальше, но Надя категорически отказалась это делать ночью, и именно по этим причинам мы решили там заночевать, поставив впервые палатку Tentipi, предварительно поспорив о порядке ее установки. Впрочем, виды вокруг завораживали и горный воздух наполняя легкие, разносил по крови состоянии эйфории и оторванности от всех земных забот.
Солнце садилось быстрее, чем мы соображали и потренироваться ставить палатку решили уже утром, почему-то... Это был наш первый закат в горах Грузии и пропускать его совсем не хотелось, как и продолжать спор и вообще чего-то делать в такой момент…
Утром я начал тренироваться ставить палатку, а Надя пошла разведывать вместе с Тайгой путь для отступления вперед, но ужас пути вниз по глинистой дороге был развеян пыхтящей, но ползущей вверх мимо лагеря самых отважных покорителей горных вершин … пятой моделью жигулей на стертой резине. Увидев это, мы перестали разматывать трос лебедки для страховки и сняли цепи противоскольжения с 33” колес и еще раз поспорили с Тайгой о порядке установки палатки и сняли великолепный 42" диагональный вид из нее
Затем, собрав и палатку и Тайгу, спокойно съехали вниз, направившись к намеченной цели.
Единственной преградой на нашем пути была эта милая хрюшка, которая забрала под себя всю непреодолимую грязь в округе.
Навигатор продолжал уверенно вести вперед и уже через несколько километров он привел нас в поселение Vardzia, но это было совсем не та местность к которой мы стремились – оказывается в Грузии есть еще одна Vardzia, только расстояние между ними около 200 км…
Но разве это повод грустить? Тем более, что столь эмоциональное преодоление той вершины Надей и последующие виды на закате помогли простить любую ошибку навигационной программе, да и была ли это ошибка? Или все же начинает работать столь любимое мною наитие?
Приняв во внимание особенности навигационной программы, я уже всем сердцем полюбил её. Программа Maps.me обещала сделать поездку не банальной, а в купе с проходимостью Land Cruiser и моей любовью к приключениям – процесс обещал быть даже захватывающим.
Вардзиа и каньон Мтквари.
Чем дальше мы передвигались по Грузии, тем больше и больше меня удивляла эта страна разнообразием природных пейзажей. Горы менялись холмами, ручейки собирались в бурные потоки и реки, а затем растекались по долинам и вновь исчезали в ущельях, чтобы за очередным поворотом обрушиться горным водопадом или источником чистейшей воды.
Горные дороги Грузии, как мне показалось, повторяют все изгибы рек, вдоль которых они проложены, своими плавными изгибами убаюкивая путника и порой кажется, что чуть сбросив скорость ты начинаешь качаться словно в колыбели…. И это ощущение спокойствия продолжается даже при движении по ущельям, когда с одной стороны пропасть, а другой скалы, с готовыми обрушиться в любой момент камнями. Единственным спасением от того, чтобы не заснуть - плохое состояние дорог и кочки с ямками, которые периодически взбадривают, проверяя подвеску на прочность. Так что может такие дороги и к лучшему. Но все эти танцы на краю пропасти прекращаются в один миг, когда перед глазами открываются неведомые ландшафты долины реки Кура (Мтквари) и окрестностей Вардзиа.
Для меня эта местность стало местом, которое нужно рекомендовать всем для посещения в Южной Грузии. И дело даже не в уникальном пещерном монастырском комплексе, а именно в самом месте, выбранном для его строительства.
Подъехав к домикам на берегу реки, прямо напротив монастыря мы узнали что и эта земля тоже относится к действующему мужскому монастырю, но нам разрешили остаться, поставить палатку и предложили приготовить ужин.
Оказывается, что это место как раз для гостей монастыря и здесь есть кафе, гостевой домик и даже сероводородный источник с водой из скважины глубиной в 550 метров, наполненная минералами половины таблицы Менделеева. Лично для меня это было удивительно – искупаться под струями горячей воды, согретой в недрах земли. О том, кто и почему ее там греет думать не хотелось и немного успокаивал тот факт, что монахи из монастыря так же принимают здесь омовения – так что мои мысли о природе жара, это всего лишь плод фантазии… Перед посещением горячего источника я установил палатку прямо на берегу реки и когда возвращался не смог не сфотографировать ночной пейзаж с палаткой, которая горела изнутри ночным фонариком на фоне подсвеченного комплекса Вардзиа. Не судите строго за съемку с рук и качество фотографии, но надеюсь увиденное передать смог.
Особенность палатки Tentipi заключается в том, что в ней можно разложить открытый огонь, что собственно Надя и сделала, устроившись спать в ней, а мне оставалось снова отправиться спать в чрево Звереныша. Наутро Надя заявила, что определенно хочет купить себе такую же палатку, а я пока буду ждать возможности протестировать ее лично для того, чтобы составить собственное мнение, уже после отъезда Нади.
Утром, нам принесли горячие хачапури и после завтрака с видом на панораму Вардзиа, собрав палатку мы отправились в более скромный пещерный комплекс.
Vanis Kvabebi, расположен на том же берегу, где мы и ночевали и в котором в настоящее время живут всего два монаха: наставник и послушник.
Преодолев часть маршрута на автомобиле, далее восхождение к самой высокой точке лежало через связанные между собой пещеры, порой с очень узкими проходами и с открытыми площадками без ограждений. Но начинаешь осознавать что путь стоил того, чтобы его преодолеть, когда видишь, как под твоими ногами сначала парит ястреб, а затем чуть в дали и немного ниже пролетает вертолет, а ты смотришь на них сверху вниз.
Придумать место лучше чем это, для уединения, не возможно.
Но … на дворе XXI век и такие же туристы как и мы добрались и сюда даже на велосипедах.
Хотя порой кажется что камень с этого места явно ждет «своего» путника на дороге внизу…
Перевалы.
Приняв решение о том, что следующая точка нашего маршрута будет находиться на побережье Черного Моря, мы выдвинулись по дороге через Кутаиси до Поти и маршрут предложенный Maps.me должен был пролегать через Национальный парк Боржоми-Харагаули.
Едва достигнув въезд в парк, мы были остановлены по причине закрытия перевала, снег еще не сошел и местами мы не смогли бы проехать даже на наших машинах, а жаль – парк Боржоми обещал удивить своей природой, но видимо сделает это уже в следующий раз. А мы развернувшись и проделав небольшой путь назад отправились через Хуло в Батуми, наслаждаясь видами Аджарии ...
и местами преодолевая даже небольшие броды от водопадов.
За одним из поворотов и очередным водопадом мы встретили группу из 3-х велосипедистов (!), один из которых повредил себе ногу, во время преодоления маршрута и передвигаться дальше на велосипеде уже не мог, во всяком случае в этот день точно. Ребята - москвичи и участники проекта 5-ая точка, путешествуют по Грузии на велосипедах снимая фото и видео для своего портала. Взяв с собой их вещи мы помогли спуститься им ниже по склону на несколько километров, для того, чтобы они смогли разбить лагерь и встать на ночевку в местах где уже нет снега. Выразив надежду на то, что это было их крайняя неприятность и пожелав, чтобы их дальнейший маршрут продолжался уже без столь экстремальных приключений, мы уже почти отправились дальше, но великолепие развернувшегося перед нами альпийского луга на закате заставило меня срочно разворачивать палатку для съемки – такой кадр в знак благодарности компании Big Game было бы верхом кощунства упускать. По моему мнению, эта
палатка заслуживает того, чтобы ее использовали на самых красивых местах планеты , к которым без сомнения относится и Грузия.
Увлекшись съемками на закате мы начали собирать палатку уже после того, как солнце село и попрощавшись с ребятами, которые к этому моменту уже тоже спустились с перевала, мы отправились в путь в сумерках.
Отъехав около 10 км от разбитого ребятами лагеря мы решили вернуться, чтобы вновь не искать место на обочине дороги, а переночевать на этом лугу, правда уже не в палатке, а в машинах и сразу отправиться в дальнейший путь утром.
Следующий день был посвящен спуску с перевала в Батуми и поиск места для ночлега с «вай-вай», что собственно и произошло в Кобулети. А природа, на время нашего пребывания и написания этого текста решила привести себя, как и мы в порядок и уже целый день идет проливной дождь.
О земном.Глава о насущном или все как обычно - о деньгах и тратах. В Грузии в ходу местная валюта – лари, но по личному опыту у вас возьмут и рубли и доллары и евро, курс обмена ~30 рублей = 1 лари.
Как я уже писал раньше, с газом, а точнее с заправкой ГБО пропаном до Грузии не было никаких проблем и последний раз я заправился газом уже почти у самой границы – во Владикавказе. Так что часть маршрута по Грузии была преодолена на газе, но когда он кончился и встал вопрос заправки, проблема обнажила свои острые углы. На большей части обычных заправок, где есть газ продают метан и цены на него сравнимы с ценой на дизельное топливо - ~ 1,2 лари, а вот стоимость пропана в горных районах порой даже выше стоимости обычного 92-го бензина и составляет уже 1,4 – 1,45 лари за литр. Если учесть, что расход газа несколько выше, то получается, что заправляться газом даже по хорошим ценам на побережье, где пропан можно так же купить по 1,2 лари за литр, сопоставимо по стоимости с заправкой бензином, который почти везде стоит 1,35-1,4 лари.
Кроме этого следует учесть, что чем выше забираетесь в горные районы, тем меньше вероятность рассчитаться российскими банковскими картами, хотя, как показала практика, если есть терминал оплаты и вы сможете его хозяина уговорить попробовать, то платеж проходит, хоть все вокруг и были уверены, что это невозможно. Эту особенность следует учесть и при расчетах в ресторанах и кафе – скорее всего вас любезно попросят заплатить наличными, так что заранее позаботьтесь об обмене или съеме в банкоматах в крупных городах. Мне это удалось совершить совершенно спокойно уже в Батуми, а карточку принял терминал одного из придорожных ресторанов где-то в горах и на заправке топливом на трассе. Впрочем первую заправку газом я оплатил рублями по указанному выше курсу.
Ну и напоследок о еде – я давно хотел попробовать хачапури по-аджарски и наконец-то сделал это, так что рекомендую всей душой – очень ням-ням, особенно под домашнее белое вино. Вкусно так же, как выглядит)
Стоимость полноценного обеда или ужина с вином и 3-4 блюдами на 2 человека варьировалось от 25 до 45 лари, в зависимости от местности – в горах, естественно дешевле. Но независимо от цены, нам не удалось пока хоть где-то разочароваться в еде, но возможно причина этому - любовь к грузинской кухне.
Проживание в гостевом доме, где мы сейчас остановились стоит 40 лари за номер, но хозяйка любезно согласилась предоставить нам 2 номера по цене одного и сделать дополнительную скидку за вторые сутки проживания, пока пляжный сезон не начался и есть свободные номера.
Добавьте ко всему вышесказанному знаменитое грузинское гостеприимство и поймете, что у вас не останется шансов – побывав в Грузии один раз, на останется в памяти навсегда.
Наш следующий отчет будет уже после того, как Надя и Тайга отправятся домой в Питер, и как знать – может быть их место займут не менее интересные попутчики. Так что жду звонков и новых встреч. А дождь идет не прекращаясь…
Портал "Сел и поехал" - информационный партнер проекта
comments powered by Disqus