АЗИЯ ОТ КРАЯ ДО КРАЯ. ГРУЗИЯ - АЗЕРБАЙДЖАН - РОССИЯ, ЧАСТЬ II
Ехали мы ехали ... и в Астрахань приехали!Неожиданным образом, даже для себя, сегодня в ночь с 9-го на 10 мая, я провел под стенами Астраханского кремля. Ну как под стенами... почти под стенами... с заднего двора, можно сказать - на подворье точнее.. ну не то чтобы подворье.. скорее в царских хоромах... ну может и не в царских, но во всяком случае именно так и показалось после событий последних дней, короткого 4-х часового сна в Дагестане и почти 12-ти часовой рулежки до Астрахани по полям и степям Дагестана и Калмыкии.
Ближайшие планы:
11 -20 мая - Астрахань (Россия) - серфинг по Казахстану: Мангистау, Аральское море, Сайрам-Угамский национальный парк, Аксу-Жабаглинский заповедник, Байконур
21 - 23 мая - Ташкент (Узбекистан)
далее серфинг по Узбекистану, Таджикистану, Киргизии и возврат на серфинг в Казахстан
Но давайте я попробую восстановить ленту событий и расскажу каким таким чудом я очутился на южном форпосте России - городе Астрахани.
Итак, мы провели 48 коротких часов в курортном городке Кобулети (Аджария, Грузия) на берегу Черного Моря, но за написанием первой части отчета (см. АЗИЯ ОТ КРАЯ ДО КРАЯ. ГРУЗИЯ. I ЭТАП. ЧАСТЬ 1). Одно успокаивало - все два дня, практически не прекращаясь поливал дождь и только на утро, в день нашего отъезда, появилось солнышко. Мы попрощавшись с хозяйкой дома - Розой, которая уверила нас, что всегда будет рада видеть гостей из России (тел. +995 595 29-29-06). Из программы, составленной Надей нам предстояло посетить еще два уникальных места: первое - одно из самых высокогорных постоянных поселений в Европе и затем второе - древняя крепость Греми в Кахетии.
Время в пути в Грузии не возможно просчитать заранее. Вроде только вновь начинаешь привыкать к равномерным и плавным поворотам в долинах, как чуть зазевавшись, вылетаешь на серпантин. Пространство вокруг, проснувшись от скрипа тормозов начинает монотонно напивать на грузинском песню А.Макаревича: "вот.. новый поворот и мотор ревет... что он нам несет?...". А я, наслаждаясь урчанием V8 под капотом Звереныша, лишь спустя некоторое время вспоминаю, что надо подождать Надю и в очередной раз начинаю подыскивать место для остановки.
Во время всей нашей поездки мы так и шли - я на приличном расстоянии впереди, а Надя, оберегая Тайгу, Паджерик и свои нервы, на почтительном расстоянии сзади. Порой расстояние было на столько почтительным, что я начинал переживать о том, что все ли у них в порядке и даже несколько раз возвращался за ними. Но именно благодаря такому ритму мне удавалось останавливаться и фотографировать все эти красоты, иначе бы вся дорога так бы и состояли из моих "ах и ох" и Надиных восклицаний-вопросов "... ять, сколько там еще осталось?", которые я чувствовал кожей.
На одной из таких вынужденных остановках я прошелся взглядом по маршруту в Maps.Me и нарвался на смотровую площадку на дамбе Ингури (Inguri Dam: 42.758940, 42.032350) и конечно же уговорил Надю прокатиться туда. На подьезде к дамбе очень острый серпантин с грунтовой дорогой и постом/будкой внизу у начала серпантина. Шлагбаум был открыт, охранник спрятался от моросящего дождя в будке и я его заметил уже только тогда, когда пролетел не останавливаясь первый пролет серпантина, а когда мы поднялись наверх нас уже ждали полицейские ... мне таки нравится путешествовать по стране, где хоть один из пяти, но говорит на русском, ну если не говорит, то хотя бы понимает, но если не понимает, то хотя бы делает вид что понимает и кивает в ответ. Немного обалдев от нашей наглости они растерялись, а у меня оставался всего один шанс взять приступом эту крепость, отступать уже было некуда и нужно было либо согласившись с тем, что мы нарушители и проникнув на стратегический объект, готовы покаяться и получить заслуженное наказания теперь уже самим кивая в ответ, либо ... конечно я выбрал второе и как только понял, что русский здесь понимают с трудом и не все, я использовал наш последний шанс м включил не убиваемое "Привет_я_журналист_пресса__фотограф_хочу написать статью про вашего мальчика ... " ... далее идет размашистое, с использованием рук, описание грандиозности того, что именно вы хотите сфотографировать и сколько тысяч километров, только ради этого вы сюда ехали. В 50% случаев вам разрешают, но только быстро, чтобы начальство не видело, еще в 30% вас просят показать удостоверение (я свое к сожалению в этот раз забыл дома, но часто спасают и волшебные наклейки на машине в которых есть английское слово PHOTO), еще 15% начинают созваниваться с начальством и зачастую на тех скорее действует само слово журналист и только в 5% случаев вам откажут не боясь международного скандала. И ни в коем случае не позволяйте вас называть "туристом" - во первых туристы в закрытые места ходят группами и по расписанию, а во вторых в совсем удаленных местах лучше не забывать историю господина Кука - даже если у вас нет с собой ценностей, то вы сами по себе можете представлять интерес в живом весе, ну или как средство мены на что-то более ценное. В нашем случае был предпоследний вариант и после множества разговоров по рации и по телефонам на нас двоих нам выделили 3(!) человека сопровождения и разрешили сфотографировать все что будет интересно. Хотя вполне возможно что мы, замученные дорогой, никакой угрозы не представляли, и к тому же нужно отдать должное грузинскому гостеприимству. В подтверждении этой версии нам даже разрешили проехать по дамбе на более высокую точку съемки, расположенную на другом берегу и покинуть стратегический объект через другой въезд.
Дамба действительно впечатляла. Весь объем скопленной на водохранилище Джвари Энгри воды страшно даже представить...
Поблагодарив сопровождающих за предоставленную возможность, мы отправились в дальнейший путь, смеркалось... повороты стали круче, нависающие скалы и остатки от предыдущих камнепадов, попадающиеся на дороге казались в свете фар все крупнее, а пропасти справа и слева все бездоннее... Надю приходилось ждать все чаще и чаще и в конце концов я услышал традиционное - я дальше не поеду. Спорить не было никакого смысла и увидев в свете фар небольшой водопад с более-менее приличной площадкой 6 на 8 метра, мы приткнулись на ночь прямо на обочине дороги... А спится в горах, хочу вам сказать, просто замечательно...
Уже утром, осмотревшись вокруг, сфотографировали машинки на фоне облаков, попили кофе и поехали дальше. Впереди нас ждали невероятные серпантины, умопомрочительные ущелья и обед на высоте в 2200 метров от уровня моря в селе Ушгули.
Местиа и Ушгули (Верхняя Сванентия)Как выяснилось позже, до поселения Местиа мы не доехали совсем чуть-чуть и оно у меня вызвало двоякое чувство.
С одной стороны это действительно населенный исторический памятник, но ситуация с ним и бедность вокруг может в скором времени разрушить остатки уникального наследия, с другой стороны возможно в этом и есть его ценность - место вне времени и пространства, где переплетаются все эпохи и технологии...
Доехав до Ушгули, нам осталось подняться всего на один подъем в самом поселке, когда путь через мост был перегорожен трактором и джипом, компания вокруг техники явно не собиралась расходиться, а хозяин авто попросил всего одну секунду. Постояв некоторое время на дороге я начал было пытаться объехать затор, но тут же был остановлен, и практически насильно вытащен из-за машины для того, чтобы поздравленным с днем св.Георгия, и угощенным чачей, налитой в рог прямо из крана, торчащего над бардачком в салоне машине. Затейник-хозяин авто вывел шланг и кран от бачка омывателя стекол в салон, а бачок заправил чачей. Желающих "посмотреть" и испытать как работает такое устройство выстроилась целая очередь и он уверял, что если вдруг закончиться топливо, то запросто может поехать и на чаче. Рог для пития был не большой и поэтому проверяли работу механизма все по несколько раз... через 15, 20 или 30 минут обещанная секунда прошла. Все завели свои машины и медленно, но уверенно поднялись по скользкому склону еще на несколько десятков метров, в поисках места для обеда... На верху к нам подошла 80-летняя грузинка и предложила пообедать у нее в гест-хаузе, со словами у меня все есть... и чай и суп и ловаш, всего 2 минуты и все будет готово...
Я не смог отказать пожилой женщине, хотя уже хорошо понимал, что значит "все есть и всего 2 минуты" - согласился на ее предложение. Кстати, в этом селении есть еще только одна жительница старше нашей хозяйки - ей 92 года. Мне очень хотелось снять про них материал, но когда познакомился с их бытом решил, что не стоит... Нам приготовили лаваш и хачапури в буржуйке и разогрели суп, приготовленный ранее, который был разлит в тарелки не первой свежести. За приемом пищи нам рассказали, что их семья живет здесь с самого рождения и уже не одно поколение. Сейчас здесь живет в семье жена, муж и два взрослых сына. Все хозяйство это скотина во дворе - 3 бычка. 6 месяцев в году на перевалах лежит снег и дороги к ним закрыты, а летом нормальные дороги есть только до Местиа, но правительство обещало добраться и до них. Основной доход - это туристы, сумевшие пробиться по этим дорогам и которые селятся в гест-хаузе. Фотографировать этих милых людей и их дом я не стал, дома все примерно на один вид, хоть и уверен, что в каждом из них своя уникальная история и надежда на светлое будущее, ибо без надежды там не выжить.
Поблагодарив за еду, мы купили горячий лаваш с собой и отправились в обратную дорогу, которая обещала быть на столько же сложной, на сколько и интересной, ведь большую ее часть мы преодолели до этого ночью и теперь могли насладиться ей при дневном свете.
Тбилиси и крепость Греми.Приняв во внимание то, что экспериментировать с новыми маршрутами нет времени - Наде подходило время возвращаться в Питер и она захотела перед отъездом псмотреть Тбилиси. Мы вышли на трассу, я включил СитиГид, в котором проложены основные дороги Грузии, и мыбыстро и скучно благополучно, по автомагистралям, добрались до Тбилиси. Тблилиси для меня, как и любой другой крупный город, заслуживает, чтобы им посвятили время. Не возможно проникнуться духом таких городов ни за день, ни за неделю - можно только прикоснуться, вдохнуть и задержав дыхание надеяться на следующую встречу. Такая же история у меня произошла и позже в Баку, возможно когда-нибудь я обязательно сюда вернусь, а сейчас не хочется случайного знакомства... Перекусив в центре города, пробежав по окраине старого Тбилиси и сделав несколько фото, мы присели обсудить дальнейшие планы.
Надя решила, что успеет увидеть крепость Греми и мы направившись туда, перед самым закатом уже подъезжали к ней, правда и здесь не обошлось без серпантинов и приключений. На одном из поворотов я не заметил кочку, из-за которой подвешенную рацию к верхней ручке со стороны двери Allan 777 тряхнуло и она сорвавшись с крепления на козырьке, попала между спицами рулевого колеса, заблокировав руль в повороте... Слава моему ангелу хранителю, что он всех разогнал перед этим. Остановить тяжелый крузак за несколько метров в повороте на серпатине я смог лишь на краю встречной полосы, прямо перед обрывом вниз. Еще бы метр и шансов собрать попутчиков, ехавших ниже на нескольких уровней серпантина было бы больше и все это на скорости 40 км/час... хорошо, что дождь мой ангел тоже выключил заранее и дорога успела просохнуть, а на вершине нас ждал вот такой вид:
Правда чуть позже, свою дань духи той дороги с меня взяли - утром я обнаружил саморез в спущенном заднем правом колесе, явно подобранном где-то на этом участке... В тот вечер сказки продолжались: когда я по рации третий раз услышал вопрос из мультика про Шрека "мы уже приехали?" - за очередным поворотом, одновременно вместе с вопросом, появилась крепость и лошадка... А меня давно учил один из дальнобойщиков: если увидишь на дороге белую лошадь или голую женщину - срочно просыпайся и останавливайся на ночевку, где бы они тебя не застали и очем бы они с тобой не говорили...
Благо что лошадь была не белая, а женщин не было на дороге и в помине, но добравшись до своей цели мы решили остановиться ночевать прямо на парковке у крепости... Это было ошибкой - пол ночи туда приезжали машины и тренировались жечь резину, а вторую часть ночи Тайга переговаривалась с своим новым знакомым - кавказцем, который затем утром, буд-то извиняясь, льстился уже ко мне. Я никогда не мог подумать, что кавказские овчарки, с виду такие огромные и суровые, могут быть такими ласковыми и забавными.
Отремонтировав пробитое колесо и выпив кофе, мы распрощались, договорившись держать связь по телефону. Надя отправилась на Военно-грузинскую дорогу, чтобы пересечь границу и вернуться в Питер, а я пошел поближе посмотреть крепость Греми
А чуть позже направился в сторону границы с Азербайджаном.
Я надеялся, что туризм для меня закончился и настало время приключениям... Впереди были планы доехать до Баку, посмотрев Азербайджан за несколько дней, сесть на паром в Актау отправившись на серфинг в Казахстан. Но если хочешь рассмешить сами знаете кого - расскажи ему свои планы... я видимо посмешил не на шутку и мне оставили туризм, разбавив его приключениями...
Азербайджан...
Проехав совсем немного по Грузии, я с удивлением и довольно неожиданно для себя, очутился на границе с Азербайджаном. Прохождение границы со стороны Грузии заняло несколько минут, оставив самые лучшие впечатления. А вот Азербайджанская граница начала встречать сюрпризами. Началось все безобидно (все в сокращенной форме, чтобы передать смысл):
- Здравствуйте, рады приветствовать вас в Азербайджане, куда и откуда путь держите?
- Здравствуйте, из России, через Грузию в Баку и потом на пароме в Казахстан...
- очень хорошо... угощайтесь
и ... протягивает мне конфеты. Прикольно, думаю, мелочь, а приятно..., я в ответ предлагаю леденцы, инспектор засмущался.. и продолжает:
- У вас какой бъем двигателя?
- 4,7 литра
- Надо вам транспортный налог заплатить - 40$
- Хорошо говорю, карточкой оплата пройдет?
- Нет, только наличными, но можно и рублями.. 3,200 рублей
- Хорошо, но у меня только 5.000 рублей одной бумажкой, вы мне сдачу рублями или манатами дадите?
- Зачем сдачу? Вам еще страховку сделать надо - еще 2.800 рублей
(прим: в страховке потом будет написано 35 манатов = ~ 1700 рублей)
- Я же вам сказал, что у меня только 5.000 рублей
Я тут же понял, что зря засветил 5.000 рублей и меня сейчас разводят, но деваться уже некуда, документы все отданы, они переговариваются на своем, а затем уже на русском просят машину поставить на полный досмотр с выгрузкой всего содержимого. Процесс пошел и пока я переношу вещи на ленту досмотра, у меня в бардачке находят еще 700 рублей, любезно плюсуя к пятерке - остальное простив со словами "ничего страшного - нет проблем, теперь хватит", правда на этом и досмотр заканчивается, разрешают остальное не выгружать. Правильно зачем? Если уже все нашли))) В противном случае выгрузка / погрузка вещей заняла бы несколько часов и я бы не удивился, если бы что-нибудь "потерялось / нашлось" в процессе.Видимо расстроившись, что взять больше нечего мне ставят транзитную визу на 3 дня, на вопрос почему? Отвечают война у нас.. все сейчас сложно... Уж после, при выезде, выясняю в очереди, что ребята с Волгограда без проблем заезжали на 10 дней с отметкой на 30 и тоже на своих машинах...
- Добро пожаловать в Азербайджан!
протягивают документы и машут ручкой не взяв оплаты. Ничего себе думаю, совесть неужели сработала? Загружаю обратно вещи, выезжаю через ворота и уже только спустя 50-70 километров, меня останавливает полицейская машина с извинениями и просят передать денег им или вернуться самому. Классика жанра, занавес... После такого гостеприимства захотелось побыстрее добраться до Баку и сесть на паром на Актау (Казахстан), но не тут-то было...
Паром Баку - Актау. Быть или не быть...
Бывают в жизни женщины, которые не дают и города, которые не сдаются... Баку для меня стал именно таким городом. Прокатившись по вечернему Баку, известного своими огнями, ближе к ночи паркую Звереныша в центре у порта и захожу в отель, спрашивая номер на одну ночь. А так же прошу выяснить администратора насчет парома, чтобы понять на одну или две ночи останавливаться в отеле. Администратор долго пытается дозвониться по одним телефонам,и потом по другим, потом по третьим и в конце концов передает мне трубку и говорит - этот знает..
- Доброй ночи, паром на Актау когда будет?
- Завтра, может быть... или послезавтра..
- Хм... а сколько стоит?
- не знаю, не дорого, у тебя какая машина? Лэнд Круизер? Приезжай посчитаем... не дорого будет я думаю..
Я посчитал... и забил на Баку, а заодно забил и точку на границе России и Азербайджана в навигатор и уже через 2 с небольшим часа был на переходе границы Азербайджан - Россия. Не долгое время ожидания. Ужас в глазах таможенников при виде количества вещей и сумок в Звереныше, зеленый коридор на Азербайджанской стороне и почти такой же на нашей - с выгрузкой крупногабаритных сумок. Техническое время прохождения границы - 1,5-2 часа. Доехав до Дербента вырубился на заправке, у уже вечером следующего дня - 9 мая, оказался в Астрахани, выбор отеля - через букинг.
ПЫСЫ: на блок-постах в Дагестане и Калмыкии предупреждение - не останавливаться в степи. Пока я спал в ту ночь на заправке в Дербенте, со слов офицеров на одном из КПП, на Грозненском блок-посте в 06:30 утра была перестрелка.
Завтра, точнее уже сегодня, 11 мая, снова в путь и я по-прежнему надеюсь встретить попутчиков, подробности: Участие
Ну и немного иллюстраций сделанных на дорогах Дагестана и Калмыкии:
О земном.
Опять о деньгах и тратах.
О затратах в Грузии смотрите в первой части.
В Азербайджане местная валюта – манат, традиционно берут и меняют и рубли и доллары, курс обмена ~45-50 рублей = 1 манат.
С газом и бензином в Азербайджане проблем нет - цены вполне адекватные и это не удивительно - в стране его добывают. Дагестан приятно удивил обилием газовых заправок и самой низкой ценой на газ - 10,00 рублей за литр.
Стоимость полноценного обеда или ужина не узнал, перекус по дороге обходился ~ 500 рублей.
Проживание в Астрахани - в центре города, сразу за Кремлем "Бонотель" - 2150 рублей / сутки, включая завтрак и охраняемый паркинг.
Следующий отчет надеюсь напишу через неделю, в зависимости от наличия интернета …
Портал "Сел и поехал" - информационный партнер путешествия
comments powered by Disqus